Омская Губерния
Министерство здравоохранения Омской области

Список ОИВ > Министерство здравоохранения Омской области > Отраслевая информация > Общая информация

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда в учреждениях здравоохранения отрасли

И.В. Власова – ведущий специалист (по охране труда) Министерства здравоохранения Омской области

По состоянию на 1 января 2011 года, численность работников учреждений здравоохранения Омской области, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу с тяжелыми и вредными условиями труда составляет 34284 человека или 70% от общей численности работников отрасли.
Одним из приоритетных направлений работы Министерства здравоохранения Омской области (далее – Министерство) является реализация государственной политики в сфере охраны труда. Эта деятельность осуществляется в рамках многоуровневой системы управления охраной труда совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами надзора и контроля, профсоюзными организациями и работодателями.
С учетом требований приказа Министерства от 31 октября 2008 года № 62 «Об организации работы по охране труда в Министерстве здравоохранения Омской области, учреждениях здравоохранения, образовательных учреждениях и на предприятиях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Омской области» формируется и совершенствуется система управления охраной труда в учреждениях здравоохранения отрасли.
В настоящее время наиболее активно проводится работа по внедрению элементов системы управления охраны труда в государственных (бюджетных) учреждениях здравоохранения Омской области: «Клинический диагностический центр», «Клинический противотуберкулезный диспансер», «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова», «Областная клиническая больница», «Центр крови», «Туберкулезная больница». Недостаточно проводится указанная работа в муниципальных учреждениях здравоохранения муниципальных районов Омской области и города Омска.
Для обеспечения взаимодействия между Министерством и Омской областной организацией профсоюза работников здравоохранения продолжает действовать Соглашение по решению социально-экономических вопросов для работников здравоохранения на 2009 – 2011 годы, определившее обязательства сторон по реализации основных направлений в области охраны труда.
В соответствии с планом основных организационных мероприятий, Министерством 27 апреля 2010 года проведено совещание со службой охраны труда учреждений здравоохранения отрасли, посвященное Всемирному дню охраны труда, 17 июня 2010 года вопрос «О мерах по улучшению условий и охраны труда, производственного травматизма в муниципальных учреждениях здравоохранения муниципальных районов Омской области» рассмотрен на «Сельском дне».
Для прогнозирования важнейших процессов в области охраны труда действует система организации сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда в учреждениях здравоохранения отрасли, позволяющая качественно анализировать состояние работы по охране труда на всех уровнях управления.
С целью привлечения внимания руководителей к вопросам обеспечения безопасности труда в истекшем году учреждения здравоохранения приняли участие в областном смотре-конкурсе на лучшее состояние условий и охраны труда (далее – конкурс). Победителем конкурса признано государственное учреждение здравоохранения Омской области «Областная клиническая больница». За активное участие в областном конкурсе и за эффективную организацию работы по охране труда бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клинический диагностический центр» в 2010 году отмечено благодарственным письмом Министерства труда и социального развития Омской области.
В рамках реализации проекта «Добровольное декларирование работодателями Омской области соответствия условий и охраны труда требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Врачебно - физкультурный диспансер» выдан «Сертификат доверия работодателю» сроком действия 5 лет.
Одной из составляющих успешной работы по исполнению трудового законодательства является повышенное внимание к обеспечению эффективности работы служб охраны труда.
На постоянном контроле Министерства и руководителей учреждений соблюдение рекомендаций нормативных правовых актов, в части квалификационных требований к специалисту по охране труда при приеме на работу.
Результаты проведенного мониторинга по состоянию на 1 января 2011 года свидетельствуют, что уровень базового образования специалистов по охране труда составляет: 75% - высшее техническое и среднее специальное техническое, из них только 7 (5%) специалистов имеют высшее профессиональное образование по специальности «инженер по безопасности жизнедеятельности», 25% имеют высшее и среднее специальное гуманитарное образование.
Уровень профессиональной подготовки выглядит следующим образом: 75% инженеров по охране труда прошли курсы повышения квалификации, в том числе на базе отраслевого учебного отдела бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Территориальный центр медицины катастроф» созданного в 2010 году, деятельность которого позволяет более качественно проводить обучение, с учетом требований, регламентированных отраслевыми нормативными актами.
20% специалистов по охране труда прошли краткосрочные курсы обучения по 40-часовой программе, что в настоящее время уже становится недостаточно (БУЗОО «Госпиталь ветеранов войн», БУЗОО «Областной детский легочно-туберкулезный санаторий», МУЗ «Колосовская ЦРБ», МУЗ «Марьяновская ЦРБ», МУЗ «Усть-Ишимская ЦРБ», МУЗ «ДГБ № 4», МУЗ «ДС № 2», МУЗ «ГБ № 3» и другие).
Обеспечение безопасности труда работников здравоохранения является одной из основных задач Министерства. Результатами целенаправленной работы по созданию в учреждениях здравоохранения отрасли здоровых и безопасных условий труда, стали показатели производственного травматизма, которые, начиная с 2003 года, имеют положительную тенденцию к снижению.
В 2010 году произошло 56 несчастных случая на производстве, пострадало 59 человек. Уровень производственного травматизма в сравнении с 2009 годом (67 пострадавших) снизился на 8%. Произошло снижение числа пострадавших, получивших травмы с тяжелым исходом на 57%, (2009 год - 14 пострадавших / 2010 год – 8 пострадавших). Снизились также показатели по числу случаев дорожно-транспортных происшествий на 38%, с 8 случаев (13 пострадавших) в 2009 году до 5 случаев (9 пострадавших) в 2010 году.
Анализ произошедших в 2010 году несчастных случаев свидетельствует, что практически каждый второй травмируемый работник пострадал в результате падений на территории и в помещениях учреждений и обслуживаемых участков, а каждый четвертый – в результате транспортных происшествий.
Наиболее высокий уровень травматизма зарегистрирован в муниципальном учреждении здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» получили травмы 22 работника, что выше уровня 2009 года (17 пострадавших) на 35%.
Другим действенным механизмом профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний является осуществление внутриведомственного контроля соблюдения законодательства о труде и охране труда, с участием представителей профсоюзов.
Результатом указанной работы явилось снижение в 2010 году числа выявленных нарушений по охране труда не менее чем на 20% в сравнении с итогами 2009 года. Отмечается положительная динамика в части укрепления материально – технической базы учреждений здравоохранения.
В 2010 году проведены ремонтно - восстановительные работы главного корпуса МУЗ «Исилькульская ЦРБ», здания по адресу Магистральная, 35 под размещение на его площадях лабораторного корпуса БУЗОО «Центр крови». Было завершено строительство инфекционного отделения в МУЗ «Седельниковская ЦРБ» (2 - очередь), продолжено строительство операционного корпуса БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», родильного дома в МУЗ «Большереченская ЦРБ», больничного комплекса Азовской районной больницы.
Вместе с тем продолжают иметь место нарушения требований законодательства о труде и охране труда многие, из которых могут стать реальной причиной несчастных случаев, связанных с производством.
Помещения прачечных в МУЗ «Марьяновской ЦРБ», «Москаленской ЦРБ» находятся в неудовлетворительном состоянии и не соответствуют требованиям нормативных актов по охране труда.
Отмечаются нарушения по организации труда женщин. На момент проверки в МУЗ «Калачинской ЦРБ», «Марьяновской ЦРБ» технологические процессы по обработке продуктов для приготовления пищи производились вручную, пищеблоки отмеченных учреждений не укомплектованы необходимым оборудованием. Переноска тяжестей женщинами вручную осуществлялась сверх установленных норм, свыше 10 киллограмм.
Наиболее характерные при проверках виды правонарушений в области охраны труда – это необеспеченность работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, использование которых необходимо для защиты от загрязнений, предотвращения или уменьшения воздействия вредных производственных факторов, а также обеспечение санитарно – бытового обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.
Всего по данным проведенного мониторинга на 1 января 2011 года обеспеченность гардеробными и комнатами отдыха для персонала составляет в среднем 75% от необходимой потребности, душевыми – 50%, комнатами личной гигиены женщин всего 20%, обеспеченность средствами индивидуальной защиты в муниципальных учреждениях муниципальных районов Омской области составила – 70%, в учреждениях здравоохранения города Омска - 64%.
Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125 – ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» для работника, получившего травму на производстве, предусмотрены необходимые виды обеспечения по страхованию, включая оплату расходов на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию и другие дополнительные виды возмещений.
Однако указанные виды возмещений не могут в полном объеме восстановить работнику здоровье и утраченную трудоспособность. Следует указать на необходимость повышения ответственности должностных лиц, допускающих нарушения в сфере охраны труда.
Важное место в области улучшения условий труда и профилактики производственного травматизма занимает аттестация рабочих мест по условиям труда.
По состоянию на 1 апреля 2011 года в учреждениях здравоохранения отрасли аттестовано 14117 рабочих мест, что составляет 42% от общей потребности.
Наибольшее количество рабочих мест (8236 мест) аттестовано в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Министерства или 84% от общей потребности. Недостаточно организована работа по аттестации рабочих мест в муниципальных учреждениях здравоохранения города Омска – 36% от потребности и муниципальных учреждениях здравоохранения муниципальных районов Омской области – 12% соответственно.
Решать в полной мере вопросы, связанные с проведением АРМ в муниципальных учреждениях здравоохранения муниципальных районов Омской области и города Омска не позволяет дефицит финансирования мероприятий по охране труда, о чем Министерство регулярно информирует руководство органов местного самоуправления.
В текущем году информация по итогам деятельности учреждений в 2010 году в области охраны труда была направлена всем главам администраций муниципальных районов Омской области и Мэрию города Омска.
Финансирование мероприятий по организации проведения АРМ в учреждениях, подведомственных Министерству планомерно и поэтапно осуществляется в рамках ведомственной целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2009-2011 годы. Дополнительно используются средства, полученные за счет предпринимательской деятельности учреждений.
Следует отметить, что на проведение аттестации рабочих мест в муниципальных учреждениях здравоохранения города Омска предусмотрены средства в объеме 1410,0 тыс. рублей в рамках реализации программы «Развитие муниципального здравоохранения города Омска на 2010 – 2014 годы». В муниципальных районах Омской области также реализуются муниципальные программы улучшения условий труда, однако в большинстве районов в отмеченных программах не предусмотрено финансирование мероприятий по проведению АРМ.
Несмотря на то, что АРМ – это процесс непрерывный, меняются технологии, приобретаются новые инструменты, оборудование, материалы, постоянно совершенствуется нормативная правовая база в области охраны труда исходить необходимо из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
В сложившейся ситуации большое значение имеет использование финансовых ресурсов Фонда социального страхования на профилактические меры по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В 2010 году, по данным проведенного мониторинга, сумма возвращенных средств учреждениями здравоохранения составила 1263,1 тыс. рублей, из них на проведение аттестации рабочих мест израсходовано 924,5 тыс. рублей.
Наиболее активно использовали средства Фонда социального страхования муниципальные учреждения здравоохранения города Омска (63% от общего числа учреждений) и муниципальные учреждения здравоохранения муниципальных районов Омской области (50% от общего числа учреждений). Что касается государственных (бюджетных) учреждений здравоохранения Омской области, то по итогам 2010 года сложилась следующая картина: использовали 20% на предупредительные меры по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний только 8 учреждений («ОКБ», «ОКПТД», «КДЦ», «ЦВМР», «ТБ», «ИКБ№1», «СДР», «ОМК»), что составило 25% от общего числа учреждений.
С учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития Омской области, в целях защиты трудовых прав работников, правильности предоставления им компенсаций материалы АРМ проходят государственную экспертизу. Только в 2010 году экспертные заключения получили 40 учреждений здравоохранения отрасли.
Анализ результатов проведенной аттестации показывает, что 20% аттестуемых рабочих мест имеют оптимальные и допустимые условия труда, 80% - вредные и тяжелые, на которых требуется проведение мероприятий по их улучшению.
В настоящее время учреждениями планомерно проводится работа по устранению, выявленных в ходе проведения аттестации несоответствий существующим гигиеническим нормативам показателей микроклимата, параметров световой среды, источников неионизирующих электромагнитных излучений. По данным проведенного мониторинга количество рабочих мест, на которых, по результатам АРМ в полном или частичном объеме реализованы мероприятия по улучшению условий труда, составило 2895 мест.
Регулируются вопросы бесплатной выдачи молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. По результатам АРМ около 2500 работникам прекращена выдача молока в связи с обеспечением безопасных условий труда и, наоборот, около 500 работников дополнительно включены в списки на бесплатную выдачу молока, так как в ходе проведения АРМ выявлены превышения установленных нормативами уровней вредных производственных факторов.
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев рабочие места медицинского персонала относятся к классу 3 (вредные условия труда) в основном по выявленным недостаткам в освещенности рабочих мест (62% от общего числа аттестованных рабочих мест).
Вместе с тем в методических рекомендациях МР 2.2.9.2242-07 «Гигиенические и эпидемиологические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих работы, связанные с риском возникновения инфекционных заболеваний», утвержденных 16 августа 2007 года Главным государственным санитарным врачом России отмечено, что труд медицинских работников принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека.
Медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений имеет высокую степень риска заражения инфекционными болезнями, и относится к группе профессионального риска по заболеваемости внутрибольничными инфекциями, вызываемыми патогенными и условно-патогенными микроорганизмами.
Одним из направлений в системе профилактики внутрибольничных инфекций является соблюдение требований к архитектурно-планировочным и конструктивным решениям зданий и сооружений лечебно-профилактических учреждений, что нашло отражение в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», (постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор) от 18 мая 2010 года № 58).
Но как показывает практика, на сегодня указанные требования не учитываются Аттестующими организациями при оценке травмобезопасности рабочего места, ссылаясь на проведение в учреждениях производственного контроля соблюдения санитарных правил, который осуществляет Роспотребнадзор.
Во многих учреждениях члены созданных аттестационных комиссий не осуществляют общее руководство и должный контроль за проведением АРМ, наблюдается чаще всего следующая картина: всю работу за членов аттестационной комиссии от учреждения осуществляет инженер по охране труда. И как следствие, в коллективах происходят своего рода трения во взаимоотношениях между работодателем и работниками, связанных с несогласием работников с результатами АРМ.
Вместе с тем, аттестация, несомненно, занимает важное место в области улучшения условий труда, результаты которой позволяют оценить существующие профессиональные риски и опасности на рабочих местах, и служат основой для разработки мероприятий по устранению и снижению уровня воздействия на работников вредных производственных факторов.
Все вышеперечисленные вопросы были обобщены и представлены в докладе Министерства на научно-практической конференции по охране труда, которая проходила 21 апреля 2011 года.
В ходе дискуссии по обсуждаемому вопросу Министерством было предложено рекомендовать Министерству труда и социального развития Омской области:
- рассмотреть возможность разработки территориальной целевой программы улучшения условий и охраны труда, предусмотрев в ней финансирование мероприятий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях бюджетной сферы;
- продолжить практику сбора и обобщения замечаний и предложений проектов вновь разрабатываемых нормативных правовых актов содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
С учетом изложенного, принимая во внимание необходимость улучшения положения в сфере сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности необходимо рекомендовать:
1. Министерству:
- обеспечить рассмотрение вопросов по совершенствованию системы управления охраной труда, улучшению условий и охраны труда в учреждениях здравоохранения отрасли на коллегиях и аппаратных совещаниях;
- продолжить работу по организации проведения внутриведомственного контроля соблюдения законодательства об охране труда;
- обеспечить методическую помощь по организации внедрения системы управления охраной труда в учреждениях здравоохранения отрасли;
- организовать подготовку учреждений здравоохранения отрасли к участию в областном конкурсе на лучшее состояние условий и охраны труда, в проекте «Добровольное декларирование работодателями Омской области соответствия условий и охраны труда требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;
- продолжить сбор и обработку информации в сфере охраны труда в учреждениях здравоохранения отрасли;
- усилить разъяснительную работу по привлечению финансовых средств Фонда социального страхования на профилактические меры по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний.
- организовать методическую поддержку профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда;
- обобщить и утвердить ведомственную целевую программу по улучшению условий и охраны труда в подведомственных учреждениях здравоохранения на 2012 – 2014 годы;
- обратиться в Министерство труда и социального развития Омской области с предложением рассмотреть возможность разработки территориальной целевой программы улучшения условий и охраны труда, предусмотрев в ней финансирование мероприятий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях бюджетной сферы.
2. Руководителям учреждений здравоохранения:
- эффективно использовать принципы социального партнерства в работе по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, соблюдению законодательства об охране труда на каждом рабочем месте;
- организовать работу по внедрению системы управления охраной труда в учреждении;
- обеспечить дальнейшее развитие комплексной системы планирования мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, включая аттестацию рабочих мест по условиям труда;
- максимально использовать финансовые ресурсы Фонда социального страхования Российской Федерации на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в учреждении;
- обеспечить работающих средствами индивидуальной защиты в объемах, предусмотренных законодательством с учетом результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностями выполняемых работ;
- принять участие в областном конкурсе на лучшее состояние условий и охраны труда, в проекте «Добровольное декларирование работодателями Омской области соответствия условий и охраны труда требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;
- обеспечить сбор информации в сфере охраны труда в учреждении;
- обеспечить выполнение решений коллегий, приказов, инструктивных писем Министерства здравоохранения Омской области.
3. Омской областной организации профсоюза работников здравоохранения
- обеспечить выполнение Соглашения на 2009 – 2011 г.г. между Министерством здравоохранения Омской области и Омской областной организацией профсоюза работников здравоохранения по решению социально – экономических вопросов для работников здравоохранения;
- совершенствовать систему общественного контроля в области охраны труда.
Только тесное сотрудничество органов управления здравоохранения, государственного надзора и контроля, объединений профсоюзов, научных организаций позволит повысить уровень работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
 

 

версия для печати