Омская Губерния
Министерство здравоохранения Омской области

Список ОИВ > Министерство здравоохранения Омской области > Отраслевая информация > Общая информация

Выступление заместителя Министра здравоохранения Омской области Шукиль Л.В. на коллегии Министерства здравоохранения Омской области 31 марта 2010 г. "Организация лекарственного обеспечения населения Омской области в 2009 году"

Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения учреждений здравоохранения, находящихся в введении Министерства здравоохранения Омской области, населения Омской области осуществляется по следующим направлениям:
- обеспечение лечебного процесса в лечебно-профилактических учреждениях с использованием лекарственных средств, закупаемых за счёт средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований; обеспечение в рамках национальных проектов за счёт средств федерального бюджета;
- обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения через аптечные организации, в том числе льготных категорий граждан в соответствии с законодательством, за счёт средств федерального и регионального бюджета.

Всего на оказание лекарственной помощи населению Омской области в 2009 году использовано более 3,772 млрд руб., что больше по сравнению с 2008 годом на 405 тыс. руб.

Закуп лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в объеме выделенного на указанные цели финансирования, и на основании заявок учреждений здравоохранения.
Так в 2009 году Омской области выделено финансирование из федерального бюджета в сумме 613 805,9 тыс. руб., исходя из «подушевого» норматива 465-480 руб.

Виды закупок по ОНЛС

Размещено заказов на общую сумму 774,82 млн рублей, что на 18% больше, чем в 2008 году, за счёт экономии проведённых торгов. Все выделенные средства освоены. Изменилась структура закупок: увеличился объем торгов, проводимых посредством открытого аукциона в электронной форме, с 21,98% от общего объема закупа в 2008 году до 61,01% в 2009 году. Проведение открытых аукционов в электронной форме существенно сократило временные затраты на организацию торгов, и улучшило качество обеспечения граждан. Однако, в 2009 году отсутствовала нормативная база, устанавливающая шаг аукциона и ограничивающая время его проведения, что в нескольких случаях приводило к «затягиванию» торгов участниками.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 30 ноября 2009 года проводятся мероприятия, предусматривающие приоритет отечественных производителей при размещении заказов на поставку лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд.

Доля отечественных и импортных лекарственных средств в закупе


Доля отечественных лекарственных препаратов, в том числе дженериков, закупленных в 2009 году, в количественном выражении выросла с 40 %, до 58,5%, в суммовом выражении с 10 % до 28,3% (при среднероссийском показателе за 2008 год в суммовом выражении – 6%).
Всего лекарственных препаратов по программе ОНЛС в рамках финансирования 2009 года закуплено на общую сумму 541,06 млн. рублей, в том числе зарубежного производства – на 474,5 млн рублей, при этом 148 международных непатентованных наименований импортного производства, закупленных на 341,08 млн руб. (71,9% от суммы закупа импортных лекарственных средств) не имеют отечественных аналогов – Калимин, Минирин, Мадопар, Сембикорт, Небелет.
Отработанная в 2008 году схема по организации сбора и обработки заявок учреждений здравоохранения, участвующих в программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами, и проведения торгов позволила сократить в аптеках количество рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении (отложенный спрос). Улучшилось качество составления заявок в лечебно-профилактических учреждениях города Омска, Омской области.

Сахарный диабет

Учитывая высокую стоимость лекарственного обеспечения пациентов, страдающих сахарным диабетом, Министерством здравоохранения Омской области проводится планомерная работа по оптимизации затрат на указанные цели. Организована работа по ведению регистра больных сахарным диабетом, на основании которого составляются заявки на сахароснижающие лекарственные средства, инсулиновые препараты и средства контроля глюкозы в крови, ежемесячно проводится анализ их отпуска.
Анализ закупа лекарственных средств для лечения сахарного диабета показал, что объем закупленных таблетированных сахароснижающих препаратов остался на уровне 2008 года. Ведение учреждениями здравоохранения персонифицированного регистра больных сахарным диабетом предполагает составление заявки максимально соответствующей потребности указанных пациентов в сахароснижающих лекарственных средствах, что позволило в 2009 году с учетом переходящих остатков оптимизировать закуп инсулиновых препаратов почти на 10%.

В последнее время в Омской области достигнуты высокие результаты в лечении сахарного диабета и его осложнений. Данные, полученные в ходе контрольного исследования, проведенного в рамках совместного проекта ФГУ «Эндокринологический научный центр Росмедтехнологий» и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический диагностический центр» «Рескрининг осложнений сахарного диабета и оценка качества помощи больным сахарным диабетом», позволяют сделать выводы о качественном лекарственном обеспечении пациентов, страдающих указанным заболеванием.
Так, за период с 2002 года при увеличении общей заболеваемости сахарным диабетом на 37,4% (число больных с впервые установленным диагнозом увеличилось на 56,4%) отмечается снижение распространенности осложнений данного заболевания по разным видам от 1,2 - до 10 %. Также значительно увеличилась доля компенсированных больных: у детей с 7,23% до 37,4%, у подростков с 2,34% до 28,77%, у взрослых с 11,93 до 28,49%.

В 2009 году по программе «7 высокозатратных нозологий» (злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, рассеянный склероз, а также после трансплантации органов и (или) тканей) отпущены лекарственные средства по 6 334 рецептам на сумму 354,9 млн руб. 501 пациенту.

По сравнению с 2008 годом, количество пациентов увеличилось на 75%, в то время как увеличение по сумме отпуска составило 8,5%. Увеличение количества пациентов, связано с уменьшением цен на лекарственные препараты по программе 7 нозологий, на основании торгов, проводимых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Реализация программы обеспечения лекарственными средствами в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 682 в целом способствовала снижению показателей смертности, улучшению качества жизни пациентов по ряду нозологий, снижению нагрузки на госпитальный сегмент системы здравоохранения: снизилось количество госпитализаций по самой затратной категории – гемофилия, в профильные отделения (в 2009 году всего 4 случая госпитализации, 2008 году - 10). Применение Гливека в лечении больных с опухолевыми заболеваниями крови привело у большинства к клинической и гематологической стабилизации и исчезновению проявлений заболевания. Лечение пациентов с миеломной болезнью, пролеченных Велкейдом, увеличило их выживаемость. 50% больных, проходившие курсы (курс лечения одного больного в год составляет 4-6 мес.) лечения Флударабином и Ритуксимабом, вышли в ремиссию.
В 2008 году 78 пациентов получали препараты, изменяющие течение рассеянного склероза (далее - ПИТРС). В 2009 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для больных рассеянным склерозом утверждена заявка на сумму 39,5 млн руб. ПИТРС получали 162 пациента (увеличение составляет 48 %). Лечение пациентов с рассеянным склерозом препаратами, изменяющими течение рассеянного склероза (Копаксон, Бетаферон, Ребиф, Авонекс) привело к снижению до 60% частоты и тяжести обострений, замедлению темпов прогрессирования заболевания у больных и улучшению их социального функционирования, у 30% получающих лечение, отмечается «мягкое течение» заболевания с минимальными клиническими проявлениями.
Лекарственное обеспечение больных после трансплантации почки (74 человека), привело к снижению их госпитализаций почти в 2 раза.
Всего на территории Омской области по состоянию на 01.01.2010 года в федеральном регистре зарегистрировано больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей 1363 человека.
На обеспечение граждан, страдающих высокозатратными заболеваниями, в 2010 году планируется направить лекарственных средств на сумму 397,0 млн руб. для 541 пациента.

Обеспечение региональных льготников осуществлялось в соответствии с перечнем лекарственных средств и изделий медицинского назначения утвержденным приказом Министерства здравоохранения Омской области от 15 января 2008 года № 3 (с изменениями).
Финансирование для лекарственного обеспечения льготных категорий граждан на 2009 год составило 298 647,1 тысяч рублей.
Численность региональных льготников на 1 января 2009 года составляла 144 724 человека, на 31 декабря 2009 года – 166 157 человек.
Средства областного бюджета, выделенные на обеспечение региональных льготников, освоены в полном объёме, что позволяет улучшить качество оказания медицинской помощи, тем самым, увеличивая количество трудоспособного населения, не позволяет перейти гражданам из региональных категорий льготности в федеральные, то есть не допустить инвалидизации. Особенно это касается больных сахарным диабетом, психическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями.
По состоянию на 1 января 2010 года помимо увеличения численности региональных льготников в целом, также увеличилась численность больных сахарным диабетом с 20 780 человек до 22 101 человека.
В целях повышения качества оказания льготной лекарственной помощи в 2009 году, Министерством здравоохранения Омской области проводился комплекс организационных мероприятий, в том числе проведены мониторинги эффективности оказания льготной лекарственной помощи в 69 лечебно-профилактических учреждениях Омской области (по обоснованности и целесообразности назначения лекарственных средств), в 60 аптечных организациях (с экспертизой правильности оформления льготных рецептов). По результатам проведённых мониторингов заслушаны более 40 руководителей лечебно-профилактических учреждений, допустивших серьёзные нарушения в организации лекарственного обеспечения льготных категорий граждан у Министра здравоохранения Омской области, на заседании Согласительной комиссии. Грубые нарушения порядка и обоснованности назначения лекарственных средств в рамках программы ОНЛС в течение года отмечались в МУЗ города Омска: МСЧ № 7, ГБ № 3, ГКБСМП № 2, ГП № 3 и др. По информации, представленной главными врачами проверенных лечебно-профилактических учреждений, 24 специалистам лечебно-профилактических учреждений объявлены замечания, у 62 снижены стимулирующие надбавки за допущенные нарушения. Все замечания, грубые нарушения, выявленные в результате проведения мониторинга в лечебно-профилактических учреждениях, являющиеся нарушениями стандартов оказания медицинской помощи (особенно в части превышения назначенных доз, кратности приёма, необоснованного назначения), будут предоставляться в страховые компании для принятия соответствующих мер.

Оказание лекарственной помощи является неотъемлемой частью программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению, принятой Правительством Омской области. Как было ранее отмечено в моём докладе, более 2,300 млрд руб. расходуется на приобретение лекарственных средств в рамках программы госгарантий. Для рационального использования финансовых средств необходимо производить закуп лекарственных средств строго в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ путём проведения открытых аукционов, электронных торгов. Данные замечания отмечены при проведении проверок прокуратурой Омской области, прокуратурой города Омска.

К 1 апреля текущего года будут зарегистрированы предельные отпускные цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 27 марта 2010 года № 21/9 утверждены предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

На основании Правительственной телеграммы от 11 марта 2010 года 1 апреля 2010 года на сайте Министерства здравоохранения Омской области www.omskminzdrav.ru и на сайте БУЗОО «Территориальный Центр по сертификации и контролю качества лекарственных средств Омской области» www.omdrug.ru будет размещена информация о предельных оптовых и предельных розничных ценах на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Эта информация может быть использована для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта.
В 2010 году нас ожидают существенные изменения в части организации лекарственного обеспечения, в том числе сельского населения, в связи с вступлением в силу нового Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», в соответствии с которым будет разрешена розничная торговля лекарственными препаратами не только аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, но и медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (центрами (отделениями) общей, врачебной (семейной) практики, амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. Для территории Омской области, это одна из основных проблем, так как более 1/3 всех аптечных организаций, расположены в городе Омске. На сегодняшний день для многих отдалённых сельских поселений, где нет стационарных аптечных организаций, лекарственная помощь, в том числе по льготным рецептам, труднодоступна.

Исходя из вышеизложенного, основными задачами Министерства здравоохранения Омской области в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами жителей Омской области в 2010 году, будут:
- осуществление мероприятий по обеспечению населения качественными, безопасными, высокоэффективными лекарственными средствами, предупреждение поступления на территорию Омской области фальсифицированных, недоброкачественных лекарственных средств;
- проведение организационных мероприятий, направленных на совершенствование механизма ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, обеспечение ценовой доступности лекарственных средств;
- повышение качества составления заявок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения руководителями лечебно-профилактических учреждений - участников реализации Программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи;
- совместно с Главами муниципальных образований муниципальных районов Омской области повысить доступность лекарственной помощи, в том числе льготной, для населения отдалённых и труднодоступных поселений;
- усиление контроля за исполнением положений Федерального закона № 94-ФЗ в части организации закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения путём проведения открытых аукционов (в целях рационального расхода финансовых средств).


ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Организация лекарственного обеспечения населения Омской области в 2009 году"
 

версия для печати