Омская Губерния
Министерство здравоохранения Омской области

Список ОИВ > Министерство здравоохранения Омской области > Отраслевая информация > Информатизация здравоохранения

            К настоящему времени в системе здравоохранения Омской области сложилась информационная инфраструктура, базирующаяся на современных технологиях и включающая в себя локальные вычислительные сети крупных ЛПУ, развитое программное обеспечение и достаточно хорошую оснащенность вычислительной техникой. Многие ЛПУ имеют и активно используют доступ в сеть Интернет. 

Последовательно реализуются мероприятия, направленные на создание Единого информационного пространства, формируется единая областная многоуровневая система сбора, обработки и хранения медико-статистической и экономической информации. 

Общее количество персональных компьютеров в учреждениях здравоохранения Омской области превышает 5 тысяч единиц. Ежегодные затраты из консолидированного бюджета Омской области на приобретение вычислительной техники составляют более 30 млн.рублей, еще 20 млн.рублей расходуется на приобретение программного обеспечения.

В регионе активно развивается мультисервисная сеть органов исполнительной власти и местного самоуправления Омской области, предусматривающая, в том числе, подключение к единому информационному пространству всех учреждений здравоохранения. Проводятся мероприятия по созданию удостоверяющего центра, что позволит осуществлять информационной обмен медицинской информацией в полном соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных».

В рамках реализации целевой программы информатизации Омской области «Электронный регион» на 2006-2008 годы начато пилотное внедрение муниципального сегмента информационной системы на базе Калачинского муниципального района Омской области, прошедшего региональный конкурсный отбор. Продолжаются работы по развитию действующих информационных систем в ведущих государственных учреждениях здравоохранения.

Таким образом, сегодняшнее состояние информатизации здравоохранения позволяет перейти от автоматизации отдельных процессов учета медицинских услуг к созданию интегрированных систем, обеспечивающих возможность непрерывной автоматизированной обработки информации.

Приоритетными направлениями информатизации здравоохранения Омской области в 2009-2011 годах являются:

1) Создание региональной информационно-аналитической медицинской системы Омской области.

Региональная информационно-аналитическая медицинская система Омской области (далее – РИАМС) должна стать интеграционной основой, позволяющей организовать обеспечение полной, достоверной и актуальной информацией о состоянии дел в сфере здравоохранения, предоставить возможности для оперативной обработки и анализа указанной информации и ее использования в целях управления и эффективного использования для выполнения основных направлений и задач развития здравоохранения. 

РИАМС создается в целях: 

- формирования единой методологической, информационно-аналитической и управленческой основы для реализации основных направлений и задач развития здравоохранения; 

- формирования комплексной унифицированной системы сбора и обработки информации, создания и развития системы мониторинга и прогнозирования показателей, характеризующих реализацию основных направлений и задач развития здравоохранения; 

- формирования единого источника информации для принятия управленческих решений, повышения качества принимаемых решений в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования; 

- координации действий и повышения эффективности взаимодействия учреждений и организаций, участвующих в оказании и финансировании медицинской помощи населению, осуществления реального управления указанными процессами со стороны управляющих структур всех уровней; 

- управления процессами информатизации системы здравоохранения, комплексное использование информационных ресурсов указанными учреждениями и организациями; 

- создания основы для повышения эффективности медицинской помощи, снижения количества необоснованных выплат, улучшения обслуживания граждан. 

Для создания РИАМС необходимо разработать и осуществить комплекс организационных, нормативных, методических и технических мер по созданию, поддержке, эксплуатации, сопровождению и развитию системы, а также создать необходимую инфраструктуру для обеспечения функционирования РИАМС (оснащение учреждений здравоохранения необходимой компьютерной техникой, сетевой инфраструктурой и т.д.).

РИАМС должна включать следующие информационные подсистемы: 

- паспортизации ЛПУ и учета ресурсов здравоохранения; 

- мониторинга сети ЛПУ и ресурсов здравоохранения; 

- персонифицированного учета застрахованного населения; 

- персонифицированного учета медицинской помощи; 

- персонифицированного учета оплаты медицинской помощи с учетом результатов экспертизы счетов ЛПУ; 

- формирования территориальной программы государственных гарантий; 

- мониторинга показателей здоровья населения, объемов и структуры оказанной медицинской помощи, в том числе профилактической; 

- мониторинга дополнительного лекарственного обеспечения. 

 

2) Совершенствование организационно-методического обеспечения информатизации здравоохранения.

Ключевым в развитии и обеспечении функционирования системы информатизации здравоохранения области является ее организационно-методическое обеспечение, включающее:

- организацию работ для поддержания единого информационного пространства системы обязательного здравоохранения Омской области;

- совершенствование структуры и периодичности обмена медико-статистической и экономической информацией, повышение уровня ее достоверности, увеличение степени ее детализации и оперативности ее представления

- обеспечение защиты персонифицированной медицинской информации от несанкционированного доступа;

- стандартизацию и унификацию информационного обеспечения, развитие единой системы классификации и кодирования, централизованной информационно-справочной системы, стандартов и протоколов информационного обмена, создание единого фонда программных ресурсов; 

- анализ баз и банков данных;

- разработку общих нормативно-регламентирующих документов;

- ведение эталонных баз данных нормативно-справочных документов и обеспечение доступа к ним с использованием современных телекоммуникационных технологии всех субъектов информационного обмена;

- систематическую переподготовку персонала, направленную на освоение и внедрение новых информационных технологий. Современное состояние парка вычислительной техники в учреждениях здравоохранения позволяет широко внедрять новые эффективные программные системы и технологии, чего нельзя сказать о степени подготовленности персонала. 

 

3) Совершенствование системы стандартизации медицинской информации.

Системообразующими блоками информационных ресурсов отрасли являются справочники, классификаторы и тематические реестры (регистры), средства навигации по ним, а также правила обмена информацией, обязательные для использования всеми без исключения учреждениями и организациями. 

Первоочередными задачами в области стандартизации информационного обеспечения являются:

- поддержание единой системы классификации и кодирования информации;

- продолжение работ по унификации форматов обмена данными и протоколов взаимодействия информационных систем;

- унификация технических требований, функциональных стандартов компонент медицинских информационных систем;

- разработка и внедрение системы сертификации информационных технологий, продуктов и услуг информационной деятельности; 

- определение системы критериев комплексной оценки качества прикладного программного обеспечения;

- создание и ведение отраслевого кадастра информационных ресурсов;

- разработка стандартов структур электронных форм первичной учетной медицинской документации Омской области;

- создание единой методологии информационного обеспечения;

- унификация системы отраслевых региональных интегрированных показателей состояния здоровья населения и алгоритмов их расчета на различных уровнях иерархической системы.

 

4) Развитие телекоммуникационной сети учреждений здравоохранения Омской области.

Реализация Концепции призвана обеспечить условия системной интеграции локальных вычислительных сетей и корпоративных информационных систем в региональное информационное пространство. Такая интеграция позволит кардинально повысить эффективность региональной системы управления и уровень информационного сервиса, создать основу для реализации крупномасштабных проектов.

Основные элементы регионального информационного пространства - локальные и региональные ведомственные вычислительные сети, позволяющие обеспечить взаимодействие вычислительных средств и другого оборудования в рамках одного или нескольких учреждений или организаций с возможностью подключения к внешним (глобальным) сетям. 

Использование при развитии телекоммуникационной системы отрасли здравоохранения общих телекоммуникационных каналов региона, максимальная кооперация и координация в организации систем связи с другими органами исполнительной власти Омской области является основой системной интеграции информационных ресурсов здравоохранения в единое региональное информационное пространство.

В целях дальнейшего развития телекоммуникационных средств передачи данных необходимо дальнейшее проведение работ по: 

· поэтапному объединению автоматизированных рабочих мест в ЛПУ в локальные вычислительные сети, с создания малых локальных сетей до полной автоматизации ЛПУ; 

· развитию и модернизации единой областной телекоммуникационной медицинской сети на основе современных технологий, использованию глобальных сетей передачи данных;

· использованию телемедицинских систем в обучении и повышении квалификации медицинских кадров;

· организации коллективного доступа к информационным ресурсам по различным разделам медицины;

· ведение эталонных баз данных нормативно-справочных документов и обеспечение доступа к ним с использованием современных телекоммуникационных технологии всех субъектов информационного обмена;

Необходимы дальнейшее развитие центральных узлов доступа к информационным ресурсам здравоохранения области, разработка схемы подключения к ним субъектов информационного обмена с учетом стоимостных показателей, сложившейся телекоммуникационной сети и с возможностью использования как выделенных, так и коммутируемых каналов.

Обоснованный выбор провайдеров, использование льготных тарифов оплаты и организация частных каналов должны повысить ее эффективность. 

 

5) Кадровое обеспечение процессов информатизации отрасли.

 

Концепция предлагает следующие направления подготовки и переподготовки кадров в информатизации регионального здравоохранения:

1) совершенствование системы профессиональной подготовки медицинских кадров с учетом современного уровня развития информационных образовательных технологий;

2) формирование системы подготовки специалистов в области информационных технологий для сферы здравоохранения, в том числе на базе медицинских высших и средних учебных заведений;

3) разработка и внедрение корпоративных систем дистанционного обучения и самообучения для ЛПУ.

Необходимо совершенствование организационной структуры подготовки кадров, коррекции и развития учебных программ, планов и методического обеспечения на принципиально новой основе, а также определение ресурсного обеспечения системы подготовки и переподготовки кадров с внесением соответствующих изменений в нормативные и финансовые документы, регламентирующие деятельность ЛПУ.

 

6) Обеспечение информационной безопасности ЛПУ

В целях обеспечения защиты системы электронного здравоохранения Омской области, ее отдельных подсистем, информационных систем ЛПУ и информационного обмена от несанкционированного доступа, изменения и хищения, а также в целях борьбы с компьютерными вирусами и предотвращения утечек информации и в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных» должна быть сформирована единая политика обеспечения информационной безопасности и реализована соответствующая подсистема.

Политика обеспечения информационной безопасности должна устанавливать:

1) общую модель угроз в сфере информационной безопасности электронного здравоохранения области;

2) классификацию объектов здравоохранения по необходимому уровню обеспечения защиты информации и общие требования к ним;

3) критерии отнесения объектов системы здравоохранения области к системам, требующим защиты, и перечень необходимых мер по обеспечению их защиты;

4) порядок доступа к подсистемам электронного здравоохранения с авторизацией.

Подсистема обеспечения информационной безопасности должна выполнять свои функции на основе использования сертифицированных средств.

 

версия для печати