Омская Губерния
Министерство здравоохранения Омской области

Список ОИВ > Министерство здравоохранения Омской области > Официальные выступления

Доклад Министра здравоохранения Омской области А.Е. Стороженко на расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения Омской области 4 апреля 2013 года

Уважаемые участники коллегии!

Сегодня мы подводим итоги 2012 года и определим задачи, которые нам предстоит реализовать в 2013 году.
В 2012 году изданы два Указа Президента Российской Федерации № 598 «О совершенствовании государственной политики в области здравоохранения» и №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в которых обозначена государственная важность состояния общественного здоровья, системы его охраны, как важнейших составляющих развития экономики страны и определены приоритеты развития здравоохранения на период до 2018 года.
Своими Указами Президент обозначил не только конкретные цели, но и точные ориентиры их достижения, с четкой конкретизацией персональной ответственности за их достижение.

Указ Президента «О совершенствовании государственной политики в области здравоохранения» содержит значения 6 целевых показателей, которые должны быть достигнуты к 2018 году, и 5 поручений. Это показатели смертности населения от наиболее значимых причин, развитие фармацевтической промышленности, кадровая политика.

Если сравнить стартовые значения показателей, то в Омской области по 3-м из 5 уровень смертности выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Исключение составляют: показатель младенческой смертности, который ниже среднего российского показателя (8.2 промилле у нас, по РФ, по предварительным данным – 8,7 промилле) и показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий (13,1 на 100 тыс. человек населения у нас и 14,2 по РФ, по предварительным данным).

Россия находится на предпоследнем месте среди стран Центральной и Восточной Европы по ожидаемой продолжительности жизни (показатель меньше 70 лет). Продолжительность жизни в Европе с 1980 года выросла на пять лет и в 2010 году достигла 76 лет. В Омской области в 2012 году показатель составил 68,7 лет, что на 0,8 года ниже, чем в предыдущем году. Должен пояснить, что самое значительное влияние на снижение показателя оказал показатель младенческой смертности, рост которой связан с переходом на новые критерии живорождения. Однако повлиял также и рост общей смертности населения в целом.
Согласно прогнозам российского Минздрава, при условии реализации программы "Развитие здравоохранения" к 2020 году средняя продолжительность жизни жителей страны должна вырасти до 76,1 года.

По оценкам ведущих российских специалистов в области здравоохранения и демографии уже в ближайшие годы в нашей стране можно снизить показатели общей смертности населения не менее чем на 40%. На следующем слайде представлен спектр причин, оказывающих наиболее мощное влияние на сложившуюся статистику смертности населения России, и жителей Омской области в том числе.

Подчеркну, что в последние годы в стране и нашем регионе осуществлялись меры, направленные на повышение качества жизни населения, включая такой его важнейший компонент, как охрана здоровья.
С завершением 2012 года закончился первый этап дополнительного финансирования здравоохранения в увеличенном объеме (национальный приоритетный проект «Здоровье», модернизация здравоохранения).

Распоряжением Правительства Омской области от 10 февраля 2012 года № 22-рп был утвержден «План действий Правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2012 год», включающий комплекс мероприятий, базирующихся на приоритетах государственной политики в сфере здравоохранения.

Доложу о реализованных задачах, результатах и приоритетах текущего года:


Первое.
Обеспечено ритмичное функционирование инфраструктуры единой территориальной системы здравоохранения Омской области, сформированной с 1 января 2012 года в соответствии с положениями Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Организовано внедрение единого стандарта медицинского и лекарственного обеспечения населения на всей территории региона.
Переход учреждений под юрисдикцию Министерства здравоохранения прошел безболезненно. В каждом административном округе г. Омска определено «головное» учреждение здравоохранения, на которое возложены организационно-методические функции.
По рекомендации Минздравсоцразвития РФ проведено распределение всех учреждений территориальной системы здравоохранения по уровням оказания населению медицинской помощи, причем предметно по каждому виду медицинской помощи.


Второе.
Жителям Омской области оказан гарантированный объем медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год (утверждена постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2011 года № 277-п.).
Особенностями Программы 2012 года являлось, то, что все учреждения здравоохранения, участвующие в реализации территориальной программы ОМС, готовились к переводу на преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС с расширением статей расходов (оплата услуг связи, коммунальных услуг). Выделенное на эти цели финансирование было освоено в полном объеме в августе 2012 года.
Поскольку в начале отчетного периода установление плановых объемов медицинской помощи осуществлялось по устаревшим принципам на существующую сеть, то к концу года выявились значительные отклонения в исполнении плановых показателей. По результатам проведенного анализа, потребовалось перераспределение объемов медицинской помощи между учреждениями, удалось не допустить задержек по выплате заработной платы работникам.
Оперативно осуществлена разработка территориальной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Эта Программа предусматривает ряд новых возможностей для граждан при получении медицинской помощи. Еще один штрих - впервые Программа была утверждена на три года и до окончания срока, рекомендованного постановлением Правительства Российской Федерации.

Должен подчеркнуть, что формирование Программы проходило в условиях острого дефицита информации, которая появилась в конце декабря 2012 года, но не в полном объеме.
Особенностями реализации Программы ОМС в 2013 году являются:
1. оказание скорой медицинской помощи (за исключением скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи) застрахованным граждан оплачиваться за счет средств ОМС;
2. внедрены эффективные способы оплаты медицинской помощи. В стационарных условиях и в условиях дневных стационаров способ оплаты медицинской помощи определен по законченному случаю лечения заболевания. В связи с чем, уже с октября 2012 года Министерством была начата работа по расчетам тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС. Определен перечень нозологических форм, а также продолжительность дней лечения по каждому коду МКБ – 10.
В настоящее время продолжаем работу по совершенствованию тарифов на оплату медицинской помощи с учетом условий ее оказания. Специалистами изучаются новые способы оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий, а также опыт работы в данном направлении других территорий.


Третье.
Выполнено большинство мероприятий региональной программы Омской области «Модернизация здравоохранения Омской области» на 2011 – 2012 годы.
По программе «Модернизация здравоохранения Омской области на 2011-2012 годы» в 2012 году по укреплению материально-технической базы учреждений выполнены работы на 37 объектах на сумму 244,8 млн. рублей. В текущем году ремонтные работы продолжены на 27 объектах.
В 2012 году организована работа 2 региональных сосудистых центров («Областная клиническая больница» и «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1») и 6 первичных сосудистых отделений («Городская клиническая больница № 4», «Медико-санитарная часть № 4», «Медико-санитарная часть № 9»; «Исилькульская центральная районная больница», «Калачинская центральная районная больница», «Тарская центральная районная больница») для оказания медицинской помощи больным с инфарктами и инсультами.
Это позволило сформировать единую трехуровневую систему оказания помощи больным, начиная с ранней догоспитальной диагностики острых сосудистых заболеваний до проведения кардиохирургических операций.

Совершенствование медицинской помощи больным с инсультами также направлено на раннюю диагностику острой церебральной недостаточности. Все первичные сосудистые отделения в перспективе должны быть оснащены компьютерными томографами, что повысит процент ранней госпитализации таких больных в специализированные отделения, а также вовремя использовать тромболитическую терапию (количество тромболизисов у больных с инсультом должно увеличиться в 3-4 раза).

Большое внимание должно быть уделено созданию системы ранней реабилитации сосудистых больных. Следует предусматривать выделение средств на организацию долечивания граждан в санаториях. В первичных сосудистых отделениях также в совершенстве должна быть отработана деятельность мультидисциплинарных бригад по ранней реабилитации больных после инсульта.
Конечно, в настоящее время одним из серьезных вопросов в этом плане является недостаток кадров - не только неврологов и кардиологов, но и врачей лечебной физкультуры, психологов, логопедов. Стоит задача создания, развития сети отделений восстановительного лечения.
В ходе реализации мероприятий по улучшению помощи сосудистым больным системно должен проводиться мониторинг заболеваемости и смертности населения от сердечнососудистых заболеваний, что должно рассматриваться в качестве приоритета деятельности и медицинского информационно-аналитического центра и организационно-методических отделов (кабинетов) учреждений здравоохранения всех уровней.
В марте текущего года около 100 специалистов мультидисциплинарных бригад сосудистых центров и первичных сосудистых отделений получили сертификаты по результатам прохождения обучения в рамках образовательной программы, реализованной сотрудниками центральных НИИ (Москва). Результаты должны проявиться в процессе совершенствования оказания помощи пациентам.


Четвертое.
Сохранена доступность, обеспечен последовательный рост объемов оказываемой жителям Омской области высокотехнологичной медицинской помощи, как в федеральных центрах, так и специализированных учреждениях здравоохранения нашего региона.
Направлено на ВМП в федеральные центры 2268 человек, из них 428 детей (2011 год - 2109 человек, из них 340 детей).
Получили ВМП 1756 человек из них 384 ребенка (2011 год - 1626 человек, из них 254 ребенка).
Наибольшее количество пациентов направлены и получили лечение по таким профилям помощи, как: «сердечнососудистая хирургия», «травматология и ортопедия/эндопротезы», «офтальмология».
Кроме того, за 12 месяцев 2012 года на условиях софинансирования ВМП из федерального бюджета было получено 23038,2 тыс. руб., из средств областного бюджета – 46304,6 тыс. руб. За счет этих средств (69342,8 тыс. руб.) жителям Омской области в региональных специализированных центрах было оказано 515 объемов ВМП.

В 2013 году объем федеральной субсидии для оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам в региональных центрах значительно увеличен.
Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 марта № 324-р, Омская область в 2013 году получит 128 миллионов 325,8 тысяч руб. субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств региона, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи гражданам, проживающим на территории региона. Это в 5,5 раз больше, чем в предыдущий год.
Существенное увеличение федеральной субсидии на 2013 год позволит значительно увеличить объемы ВМП в таких учреждениях региона, как: Областная клиническая больница («сердечнососудистая хирургия» и «нейрохирургия»), Клинический медико-хирургический центр министерства здравоохранения Омской области («травматология и ортопедия» и «эндопротезы»), Областная детская клиническая больница» («травматология и ортопедия»), Клинический онкологический диспансер («онкология»). Таким образом, жителям региона не придется тратить немалые средства на поездки за пределы области.

Пятое.
В рамках проведения «Года здоровья детей в Омской области» обеспечено выполнение Плана мероприятий, утвержденного Правительством Омской области. Обеспечено дальнейшее развитие системы охраны здоровья матери и ребенка, внедрены современные методики на основе доказательной медицины в учреждениях родовспоможения.
В результате, удалось сдержать прогнозируемый при переходе с 2012 года на новые критерии живорождения, значительный рост младенческой смертности. Благоприятную тенденцию мы зарегистрировали за январь-февраль текущего года: сократилось число умерших детей на первом году жизни (18 против 21 в 2012 г.), что обусловило появление положительного динамического тренда показателя: 7,3 промилле, что на 23,3% ниже, чем в 2012 году за аналогичный период (2012 г. 9,4).

Еще один важный результат: в регионе достигнуто существенное снижение уровня материнской смертности, в том числе за последний год на 31,5%. Для сравнения: 2011 год – 14,9, в 2012 год – 10,2 на 100 тысяч родившихся живыми.

Для стабильного положительного динамического тренда внедряется трехуровневая система оказания перинатальной помощи. Учреждения родовспоможения разделены на 3 группы в зависимости от мощности, оснащения, кадрового обеспечения. В учреждениях третьей группы (родильный дом БУЗОО «Областная клиническая больница» и БУЗОО «Клинический родильный дом № 1») внедрены и совершенствуются современные технологии выхаживания новорожденных с очень низкой и экстремально низкой массой.
В 2012 году на территории Омской области родилось 112 детей с экстремально низкой массой тела, из них 6,3 % - родились в учреждениях первой группы.
Одной из основных задач на 2013 год является внедрение и четкое соблюдение листов маршрутизации, что позволит своевременно транспортировать беременных женщин с угрожающими преждевременными родами и не допустить рождения детей с экстремально низкой массой тела в учреждениях первой группы.
Систематически проводится обучение персонала родильных домов навыкам проведения первичных реанимационных мероприятий новорожденным в родильном зале в первые минуты жизни, работа будет продолжена и в 2013 году.

Одним из необходимых условий для роста продолжительности жизни населения является повышение эффективности работы акушерских стационаров и амбулаторно-поликлинического звена.
В том числе, ранней постановке на диспансерный учет по беременности и своевременному выявлению отклонений в здоровье женщины, а также ранней (в первом триместре беременности) диагностике генетических аномалий и врожденных пороков развития плода, можно предотвратить до 30% репродуктивных потерь. Перспективным направлением в снижении перинатальной и младенческой заболеваемости является развитие и внедрение методов эндоскопической внутриутробной (фетальной) хирургии и в Омской области. Данное направление планируется развивать на базе перинатального центра Областной клинической больницы.

Нам нужно думать над тем, как еще больше изменить ситуацию. Безусловно, это совершенствование системы выхаживания маловесных детей, это использование новых технологий борьбы с бесплодием, развитие экстракорпорального оплодотворения. Необходимо и далее развивать центры медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И, наконец, самое актуальное направление в оказании помощи беременным женщинам и новорожденным - это строительство регионального перинатального центра. В настоящее время данный вопрос рассматривается в Министерстве здравоохранения Российской Федерации.


Шестое.
В структуре причин смертности населения онкологические заболевания занимают традиционно второе ранговое место.

В этой связи, принимаются меры по исправлению сложившейся ситуации. В первую очередь, это оказание медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями на современном уровне. В регионе для этого созданы необходимые условия, введен в строй новый операционный корпус в БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», активно реализуются меры первичной профилактики онкологических заболеваний, осуществляется переоснащение медицинских учреждений стационарными маммографами и другим диагностическим оборудованием.

В 2013 году необходимо продолжить реализацию долгосрочной целевой программы Омской области «Региональный проект «Онкология»» на 2011-2015 годы.
В целях интеграции научных исследований и инноваций в сфере оказания специализированной онкологической помощи населению, Министерство готовится реализовать проект по созданию базовой организации Международного российско-французского центра на базе клинического онкологического диспансера, и уже в мае текущего года провести под эгидой этого центра международную научно-практическую конференцию, посвященную актуальным вопросам онкологии.

Смертность населения от туберкулеза является одним из целевых показателей. На величину показателя смертности населения от туберкулеза значительное влияние оказывает охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез. Охват профилактическими осмотрами всеми методами в 2012 году составил 82,0% (2011 год – 84,6%), флюорографическими методами обследования составил 77,5% (в 2011 году – 83,2%), туберкулинодиагностикой детей сохраняется на высоком уровне 93,6% (в 2011 году – 93,0%).

В 2013 году будет разработано единое программное средство отдельно по учету рентгенофлюорографического обследования населения Омской области в рамках единого регистрационного талона.
В учреждениях общей лечебной сети продолжают работать 16 передвижных цифровых флюорографических установок для осмотра населения сельских районов. Необходимо принять меры для того, чтобы планы профилактических осмотров населения в нынешнем году были выполнены и повышена эффективность отбора контингентов на обследование флюорографическим методом.
За счет федеральных и областных средств улучшается материально-техническая база противотуберкулезных учреждений и это безусловно положительно влияет на уровень оказания фтизиатрической помощи населению.
В 2012 году показатель заболеваемости населения туберкулезом по сравнению с 2011 годом снизился на 3,5%. Возросла доля больных туберкулезом, выявленных при профилактических осмотрах на 2,5%.
Главный ориентир снижение смертности от туберкулеза, в 2012 году показатель составил 15,7 на 100 тысяч населения, что меньше 2011 года на 6%.


Седьмое.
Национальный проект «Здоровье» в течение ряда последних лет является важнейшим государственным приоритетом. В Омской области в полном объеме реализованы все его мероприятия.
Так, проведено комплексное обследование 102 тысяч человек в 13 центрах здоровья, приобретены 3 мобильных центра здоровья.
Проведена дополнительная диспансеризации работающих граждан в количестве 55 тысяч человек.
В целях раннего выявления заболеваний выполнены скрининговые обследования:
- флюорографическим методом 1410 тысяч человек на туберкулез;
-437355 человек на ВИЧ-инфекцию;
-491,3 тысяч человек на сахарный диабет;
-491 тысяч человек на артериальную гипертонию.
Организовано оказание высококвалифицированной и своевременной помощи лицам, пострадавшим в ДТП, на участках федеральных автотрасс М-51 «Байкал» и М-38.
В 2013 году городской станции скорой медицинской помощи планируется комплекс ремонтно-строительных работ и техническое переоснащение большинства подстанций.

Дальнейшее развитие получит система автоматизированного управления бригадами скорой помощи в городе Омске путем полной интеграции ее с системой спутникового позиционирования «ГЛОНАСС».
Развитие единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи, оснащенной автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов, приведение в соответствие с нормативами количества, состава и оснащения бригад скорой медицинской помощи (1 бригада на 10 тысяч населения) позволит ускорить оказание квалифицированной экстренной медицинской помощи.
Должен заметить, что объемы скорой медицинской помощи, оказываемой в настоящее время населению Омской области, в целом приближены к установленному нормативу (в расчете на 1 жителя 0,312 вызова, при нормативе 0,318).
Однако в соответствии с запланированным приростом численности населения в абсолютных цифрах число вызовов может несколько вырасти – с 627,99 тыс. вызовов, запланированных на 2012 год, до 629,0 тыс. на 2018 год.


Восьмое.
Реализованы меры вакцинопрофилактики населения.
Проведено более 1 миллиона 940 тысяч человек, в рамках Национального календаря профилактических прививок в 2012 году для профилактики гриппа привито 514 тысяч 500 человек, из них 205 тысяч детей.
В текущем году также необходимо выполнить свыше 1 млн. вакцинаций.


Девятое.
Реализован комплекс мер по обеспечению населения Омской области качественными и безопасными лекарственными средствами.
Льготное лекарственное обеспечение населения осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством:
- отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, отпущены лекарственные препараты по 941357 льготным рецептам на сумму 568,8 млн. руб. за счёт средств федерального бюджета. За выпиской обратилось более 42000 человек;
- по 7 высоко затратным нозологиям отпущены лекарственные препараты по 9144 льготным рецептам на сумму – 454,4 млн. руб., полученные по заявке Министерства здравоохранения Омской области на 2012 год за счёт средств федерального бюджета. За выпиской рецептов обратилось 843 человека;
- отдельным группам населения и лицам, страдающим отдельными категориями заболеваний, отпущены лекарственные препараты по 583229 рецептам на сумму 381,9 млн. руб. за счёт средств регионального бюджета. За выпиской рецептов обратилось более 57000 человек.
Сформированы персонифицированные регистры граждан, получающих льготное лекарственное обеспечение, организовано их ведение.

В январе 2013 года Правительством Российской Федерации одобрена Стратегия лекарственного обеспечения населения до 2025 года.

Следует подчеркнуть и это не секрет, что именно лекарственное обеспечение во многом определяет качество медицинской помощи. В этой связи остро стоит задача оптимизации системы лекарственного обеспечения, конечно, прежде всего, за счет нормативных и организационных преобразований федерального плана, но также и путем пилотных проектов, в которых может участвовать и наш регион.


Десятое.
Одним из наиболее острых вопросов является вопрос о заработной плате работников здравоохранения.
По данным Росстата, в государственных учреждениях здравоохранения в январе-декабре 2012 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляла 15 тысяч 630,1 руб., что на 16,7% больше уровня 2011 года. Темп увеличения заработной платы работников государственных учреждений здравоохранения был больше среднеобластного на 1,8 %. В результате чего, по отношению к среднему уровню заработной платы, оплата труда работников здравоохранения увеличилась до 70,9% по отношению к уровню заработной платы работников, занятых в сфере экономики региона – до 65,6%.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 были определены целевые ориентиры роста заработной платы.
Как Вы помните, Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Игоревна Скворцова в январе доложила Президенту Владимиру Владимировичу Путину о примерных ориентирах ежегодного прироста заработной платы работников нашей отрасли: это примерно 7–8 процентов в год.
Однако «повышение заработной платы должно быть гармоничным фрагментом повышения тарифа медицинской помощи, как компонент этого тарифа, чтобы это не было каким-то искусственным дополнением к оплате медицинской помощи».
В 2012 году уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Омской области, увеличился по отношению к 2011 году на 10,5 процентов, в том числе:
- врачи – на 11,8 процентов;
- средний медицинский персонал – 10,8 процентов;
- младший медицинский персонал – 7,4 процента;
- прочий персонал – 8,8 процента.
В 2013 году планируется повышение уровня средней заработной платы работников учреждений за счет стимулирующих выплат в пределах утвержденного фонда оплаты труда, размер которых определяется на основе оценки результативности и качества труда работников.
Министерством запланированы в 2013 году мероприятия по оптимизации неэффективных расходов, в результате которых часть высвобожденных средств будет направлена на повышение средней заработной платы работников учреждений, в том числе, педагогических работников.
Министерством создана рабочая группа контроля за планомерным повышением уровня средней заработной платы работников учреждений.

Значительное повышение уровня средней заработной платы работников учреждений планируется с 2014 года в соответствии с планом мероприятий по осуществлению структурных преобразований в региональной системе здравоохранения Омской области (далее – План мероприятий), согласованным с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
План мероприятий предусматривает поэтапное повышение уровня средней заработной платы работников учреждений к 2018 году, в том числе:
- врачи – до 200 процентов средней заработной платы в Омской области за 2018 год;
- средний медицинский персонал – до 100 процентов средней заработной платы в Омской области за 2018 год;
- младший медицинский персонал – до 100 процентов средней заработной платы в Омской области за 2018 год.


Одиннадцатое.
Кадровую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в государственной системе здравоохранения Омской области, можно охарактеризовать следующим образом.
Обеспеченность населения медицинскими кадрами практически достигла средних показателей по России и составляет 42,0 врачами и 106,0 средними на 10 тыс. населения при средних российских показателях 44,0 и 92,4 соответственно.
На сегодняшний день сформировался дисбаланс в распределении медицинских кадров:
- наличие дефицита врачебных кадров в амбулаторно-поликлинических учреждениях при наличии их профицита в стационарах;
- дисбаланс в обеспечении врачами отдельных специальностей (недостаток врачей анестезиологов-реаниматологов, хирургов, акушеров-гинекологов, врачей скорой медицинской помощи и избыток врачей параклинических специальностей);
- отсутствие оптимального соотношения врачебных и сестринских кадров 1:4 (показатель в Омской области составляет 1:2,5).
В 2013 году мы приступим к реализации программ, направленных на поэтапное устранение дефицита и перераспределение медицинских кадров, путем совершенствования целевой контрактной подготовки, оказания дифференцированных мер социальной поддержки медицинским работникам, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей, создания условий для непрерывного повышения профессиональных знаний и навыков, повышения качества жизни медицинских работников.

Касательно мер социальной поддержки работников отрасли:
В течение 2012 года назначены единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей 68 врачам, прибывшим в 2011-2012 гг. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу, или переехавшим в сельские населенные пункты на работу.
Продолжались ежемесячные денежные выплаты также 39 врачам в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 7 февраля 2007 года № 11-п «О мерах социальной поддержки молодых специалистов муниципальных учреждений здравоохранения северных районов Омской области». В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 13 марта 2012 года № 46-п «О мерах социальной поддержки медицинских работников» вновь назначены единовременные и ежемесячные выплаты 523 специалистам. Главам муниципальных образований также необходимо проводить работу с целью привлечения специалистов в сельские учреждения здравоохранения (прежде всего строительство жилья), данный вопрос был рассмотрен на совете Глав.

Необходимо акцентировать Ваше внимание еще на одном факторе – это объективной оценке нашей совместной с Вами деятельности.
В этой связи, как Вы знаете, Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», которым установлен порядок формирования независимой системы оценки качества работы, оказывающих социальные услуги. Качество работы будет оцениваться с участием и на основе мнения общественных организаций, профессиональных сообществ, СМИ, специализированных рейтинговых агентств и иных экспертов, для проведения оценки Министерству предстоит образовать Общественный Совет, который и будет формировать перечень проверяемых организаций, определять критерии эффективности их работы.


Двенадцатое.
Осуществлен комплекс мероприятий по модернизации материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями:
-Продолжено строительство лечебного корпуса больничного комплекса БУЗОО «Азовская центральная районная больница»;
-Завершен капитальный ремонт хирургического комплекса БУЗОО «Полтавская центральная районная больница»;
-Сформирован перечень подлежащих ремонту объектов здравоохранения, принятых в собственность Омской области с января 2012 года в рамках ДЦП «Развитие здравоохранения Омской области» на 2011 – 2015 годы (включены вопросы реконструкции, строительства и капитального ремонта учреждений здравоохранения города Омска на общую сумму более 2,24 млрд. рублей);
-Продолжены мероприятия по повышению доступности объектов здравоохранения для маломобильных групп населения;
-Начата поэтапная реконструкция БУЗОО «Городская детская клиническая больница № 3».

Таким образом, практически все задачи, поставленные перед Министерством здравоохранения Омской области по Плану действий Правительства Омской области, выполнены.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2511-р была утверждена государственная Программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», в которой представлены базисные направления организационных инноваций. Это:
-профилактика и раннее выявление заболеваний;
-целенаправленная кадровая политика;
-реализация системы мер по рациональному управлению кадровым и ресурсным потенциалом;
-запуск через систему одноканального финансирования и развитие системы обязательного медицинского страхования механизмов, обеспечивающих формирование новой системы оплаты труда работников.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2013 года № 267-р утвержден Комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации» «Развитие здравоохранения» конкретизированы задачи, решение которых позволит нам последовательно продвигаться по пути оптимизации сложившейся системы организации медицинской помощи.

Распоряжением Правительства Омской области от 27 февраля 2013 г. № 17-рп утвержден план мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Омской области». В ней предусмотрены мероприятия, направленные на структурные преобразования в здравоохранении региона, целевые показатели, включая динамику значений соотношения средней заработной платы категорий медицинских работников, повышение оплаты труда работников, а также мероприятия, необходимые для вышеуказанных целевых показателей.
Прежде всего, это работа по внедрению стандартов и порядков оказания помощи. Для того, чтобы помощь оказывалась качественно, необходимы организационные мероприятия по оптимизации службы, улучшение ресурсной базы, внедрение новых технологий и кадры.

В модернизации нуждается в первую очередь и первичный сектор здравоохранения, который и определяет, в основном, показатели здоровья населения, в том числе и уровень смертности. Поэтому, включение в число приоритетов на государственном уровне и в Омской области такого направления, как формирование здорового образа жизни, реализации комплекса мер по защите населения от курения, других форм наркологической зависимости – это не только победа здравого смысла. Но это и серьезная переориентация профилактической деятельности и здравоохранения, и всех других участников системы охраны общественного здоровья на решение острейших проблем современного российского общества. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи достигается, в том числе и за счет роста объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.

Мы будем совершенствовать оказание первичной медико-санитарной, скорой, специализированной и паллиативной медпомощи.
В этой связи, на территории Омской области предполагается следующее:
1) структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению Омской области включают следующие мероприятия:
- создание межмуниципальных организационно-методических центров, так уже в 2013 г. созданы 6 межмуниципальных центров для организационно-методического обеспечения деятельности сельских ЛПУ (Тарская ЦРБ, Павлоградская ЦРБ, Исилькульская ЦРБ, Калачинская ЦРБ, Тюкалинская ЦРБ, Омская ЦРБ).
- увеличение общей мощности амбулаторно-поликлинических учреждений.
Прежде всего, это строительство поликлиники на 1000 посещений в смену по улице 70 лет Октября – проспект Комарова. Объект включен в План мероприятий по подготовке празднования 300-летия со дня основания города Омска (2016 год). Вся необходимая для начала строительства этого объекта документация подготовлена, уже в ближайшее время начнется строительство. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2013 года № 437-р из федерального бюджета на софинансирование в 2013 году строительства этого важного для города объекта выделено 108150 тыс. руб. В бюджете Омской области на 2013 год предусмотрено 207 млн. руб.
Учитывая острейшую необходимость поликлиники для жителей левобережного района города, завершение строительства намечено на 2014 год. По расчетам, общая стоимость строительных работ составит в пределах 980 млн. руб.
-намерены также использовать практику применения технологии возведения модульных ФАП.

Строительство поликлиники и модульных ФАП позволит частично решить проблему с обеспеченностью населения первичной амбулаторно-поликлинической помощью и сократить дефицит мощности амбулаторно-поликлинических учреждений:
- по-прежнему будет уделяться внимание дооснащению сети кабинетов врачей общей практики медицинской аппаратурой для проведения основных видов диагностики и лечения, в том числе для выездных форм работы медицинских бригад в малочисленные населенные пункты Омской области;
- реализация в полной мере преемственности между учреждениями, оперативный контроль доступности и качества оказания медицинской помощи возможны при наличии единой персонифицированной базы данных пациентов;
- развитие выездных методов работы (мобильные центры здоровья, выездная работа врачебных бригад с проведением массовых акций здоровья в местах и во время проведения культурно-массовых мероприятий). Системное использование средств массовой информации для информирования населения о факторах риска, клинических проявлениях заболеваний, возможностях оказания медицинской помощи;
- создание на базе всех амбулаторно-поликлинических учреждений кабинетов (отделений) неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи.
Это позволит снизить нагрузку на скорую медицинскую помощь, увеличив ее доступность для населения;
- в целях ранней диагностики заболеваний, профилактики возможных осложнений, динамического наблюдения лиц с хроническими заболеваниями и лиц из группы риска развития заболеваний дальнейшее развитие получит система диспансеризации населения.

С 2013 года в РФ проводится всеобщая диспансеризация населения и это серьезная задача, которую нам предстоит реализовать. Диспансеризация для городского населения будет преимущественно организовываться по участковому принципу - в поликлиниках, а проводиться - по месту прикрепления граждан. Диспансеризация для сельского населения будет организовываться в поликлиниках центральных районных больниц, на фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах с широким использованием выездных форм работы врачебных бригад.

Все вышеуказанные приоритеты (профилактика, развитие первичной медико-санитарной помощи, реабилитации, паллиативной медицины) учтены в Проекте программы «Развитие здравоохранения Омской области на 2013-2020 годы», разработанной Министерством в рамках реализации мероприятий «дорожной карты».

Таким образом, в 2012 году Министерством здравоохранения Омской области был реализован большой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование оказания и повышение качества и доступности медицинской помощи населению (это и программа модернизации и приоритетный национальный проект «Здоровье» и создание единой территориальной системы здравоохранения региона). В 2013 году нами будут учтены недостатки по ряду направлений (это онкология, сосудистая программа) и продолжена реализация мероприятий по приоритетам, которые были мной обозначены.

Благодарю за внимание!

Презентация доклада Министра здравоохранения Омской области
 

версия для печати